Войти Зарегистрироваться
Вход для пользователей
Забыли пароль?
Регистрация
Вход через социальные сети:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
8 (965) 4539566 Обратный звонок
Обратный звонок

Техника горячего батика.

14.04.2013

Техника горячего батика заключается в росписи полотна с помощью нанесения на него расплавленного (горячего) воска или сходного с ним вещества.

Это наиболее тяжёлый и один из древнейших видов батика. Успешная роспись в данной технике напрямую зависит от строгого соблюдения последовательных действий и чёткого обдумывания всех предстоящих этапов работы.

После того как выполнены все подготовительные действия (подготовка ткани, натяжка материи на раму и перевод рисунка на полотно) можно переходить к нанесению воскового резерва. Для этого воск, помещённый в жестяную или медную ёмкость, расплавляется на водяной бане или небольшой электроплитке с различными режимами нагрева (открытый огонь лучше не применять).

Мастера, долгое время занимающиеся батиком, на данном этапе пользуются профессиональными плавильнями. Затем немного разогретого резервирующего состава наливается в специально предназначенный для горячего батика инструмент — чантинг. Он оборудован маленькой чашечкой из меди и тоненьким носиком, через который вытекает расплавленный воск. Благодаря чантингу ткань можно аккуратно покрыть тонкими красивыми линиями и точками, а также проработать мельчайшие детали рисунков и узоров. Кроме чантинга можно воспользоваться деревянными ватными палочками. Инструменты для горячего воска в процессе всей работы должны быть помещены в расплавленный резерв.

Одним из наиглавнейших условий создания удачной росписи является нанесение восковой массы исключительно на сухую ткань. В противном случае даже при небольшой влажности резервирующий состав не сможет проникнуть в волокна материи, будет слишком быстро застывать и постоянно ломаться. Кроме этого необходимо сразу удостовериться в качестве наведённых контурных линий иначе при окрашивании краситель проникнет под плохо обработанные места и, окрасив их, испортит всю задуманную композицию.

Не менее важным является правильный выбор воска. Нельзя использовать жирный восковой материал, иначе на полотне останутся пятна, от которых весьма проблематично избавиться. Также не стоит применять цветные свечи, которые своим пигментом могут нарушить всю цветовую гамму. Наиболее оптимально пользоваться самыми распространёнными простыми белыми свечами. После того как полотно было покрыто резервирующей массой можно начинать процесс окрашивания.

Горячий батик часто изготавливается в несколько этапов. В этом случае воск на материю наносится в местах, где должны остаться белые (светлые) участки, затем всё полотно покрывается наименее яркой и насыщенной из выбранных красок. Дождавшись полного высыхания красителя, на ткань опять наносится воск в тех местах, где должен остаться предыдущий колер, а полотно покрывается уже следующим по сочности красителем. Такие действия можно повторять несколько раз, они очень удобны при незамкнутых контурных линиях. Если создание росписи предполагает нанесение замкнутых резервирующих линий, то полотно не обязательно окрашивать полностью, достаточно раскрасить определённые ограниченные участки ткани, конечно если иное не было заранее задумано мастером.

Надо упомянут один важный момент — для ускорения процесса высыхания ни в коем случае нельзя пользоваться феном, иначе поплывёт воск. Процесс очистки воска относится к завершающим этапам работы. Некоторые умельцы советуют, прежде чем приступить к глажке, поместить выполненное изделие в целлофановый пакет и оставить на ночь в морозильной камере. За это время воск хорошо схватится и будет легче чистить места с чрезмерным обилием резерва. Кусочки воска осторожно отколупываются пальцами от материи. Ни в коем случае нельзя тереть и соскабливать прилипшие части, иначе велика вероятность того, что шёлк растянется, разойдутся нити или образуется дырка.

После предварительной очистки пальцами, полотно следует прогладить горячим утюгом через хорошо впитывающую чистую ткань или бумагу. Утюг всегда должен находиться в движении не задерживаясь и не останавливаясь на отдельных участках. Благодаря глажке получится не только убрать резервирующие линии, но и закрепить нанесённые специальные красители.

Возврат к списку