Войти Зарегистрироваться
Вход для пользователей
Забыли пароль?
Регистрация
Вход через социальные сети:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
8 (965) 4539566 Обратный звонок
Обратный звонок

Техника холодного батика.

14.04.2013

Холодный батик — это сравнительно лёгкая и достаточно молодая техника. Она появилась благодаря прогрессу в химических технологиях. В Европе особую популярность это направление приобрело в начале 20 века вместе с распространением восточных тканей.

Из-за своей простоты (по сравнению с горячим батиком) холодная техника быстро получила всеобщее признание среди мастеров батика. Начиная с 1936 года, Россия также попала под «власть» холодного батика. Его использовали повсеместно — при изготовлении занавесок, абажуров, скатертей, салфеток, шалей, шарфов и галстуков. В 80-е годы слава о холодном методе распространилась по всему миру и не утратила своей актуальности вплоть до настоящего времени. Традиционно для росписи тканей в технике холодного батика используются натуральные шёлковые материи. Такие полотна выглядят очень красиво и лаконично.

Обычно для нанесения контурных линий выбирается прозрачный состав, что считается существенным преимуществом перед восковым резервом, используемым в горячем батике, так как прозрачные контуры не обязательно удалять после окончания росписи. Ещё одно значительное преимущество заключается в том, что в данной технике резервирующая смесь не наносится на полотно в горячем состоянии, чем выгодно отличается от расплавленного воскового резерва.

Основными составляющими компонентами «холодного» резерва являются очищенный бензин и резиновый клей. Изготавливая такую смесь самостоятельно нужно быть предельно осторожными, ведь все компоненты представляют собой сильно горючие и токсичные вещества. На выходе получается белый (прозрачный) состав, который по желанию можно окрасить в любой цвет при помощи анилиновых, типографских или обезжиренных масляных красителей. Если не хочется делать резерв самостоятельно, то его можно приобрести в специализированном магазине. Он выпускается в небольших флаконах или тюбиках, которые имеют тонкие насадки для аккуратного точного наведения контуров.

Однако наиглавнейшим инструментом для нанесения такого резерва является стеклянная трубочка. Она имеет небольшой резервуар для контурной смеси и маленький слегка загнутый носик. После подготовки ткани, натяжки её на раму и начертании простым карандашом рисунков и узоров можно переходить к нанесению резервирующего состава. Делается это, как уже описывалось ранее, с помощью полой стеклянной трубочки. Контурная смесь всасывается в трубочку посредством небольшой резиновой груши. Для достижения необходимого результата важно подготовить состав оптимальной консистенции. Очень жидкий резерв начнёт растекаться на полотне, а слишком густой не сможет полностью пропитать ткань, будет прерываться и «рваться».

Закончив делать наводку, необходимо проверить контуры на целостность линий с обратной стороны материи. Если обнаружатся дефекты, то следует исправить наводку, а затем оставить ткань до полного высыхания.

Следующий этап заключается в нанесении на полотно красителей. Для этих целей наиболее подходящими считаются мягкие или поролоновые кисти. Начинать роспись следует с самых светлых тонов. Делается это из-за того, что на них наиболее легче исправить случайные ошибки и недочёты, перекрыв более тёмными колерами. Холодный батик обычно выполняется посредством перехода из цвета в цвет, растяжки цветов, свободной или акварельной техник.

Свободная роспись изготавливается без нанесения резервных линий, вместо этого материя подготавливается посредством грунтовки поверхности. Закончив роспись, полотно следует основательно высушить, а затем зафиксировать красители на материи. Некоторые краски закрепляются при помощи горячего утюга. Утюжка выбранного участка должна производиться около двух минут, при этом утюг не должен задерживаться на одном месте, постоянно находясь в движении. Другие красители подразумевают только паровую обработку. Этот метод позволяет красящему веществу основательно соединиться с волокнами ткани. Запаривание в некоторых случаях существенно усиливает насыщенность цветовой гаммы.

После закрепления красок, полотно нужно несколько раз промыть в тёплой мыльной воде, чтобы избавиться от излишков красителей, а после сполоснуть в холодной с небольшим количеством уксуса.

Возврат к списку