Войти Зарегистрироваться
Вход для пользователей
Забыли пароль?
Регистрация
Вход через социальные сети:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
8 (965) 4539566 Обратный звонок
Обратный звонок

Батик. Необходимые материалы и инструменты для горячего батика.

14.04.2013

Решив заниматься батиком, следует обзавестись необходимыми инструментами и материалами, без которых работа в данной технике станет невозможной. Также желательно приобрести дополнительные приспособления для более комфортной и удобной работы.

Для получения хорошего результата наиглавнейшее значение имеет правильный выбор материи. Лучше всего использовать натуральные или, в крайнем случае, смесовые ткани. Начинающим мастерам на первых порах правильнее брать хлопчатобумажные полотна, шифон, батист, тонкий лён или маркизет. Для узелкового и горячего батика подойдут бязь, ситец и белая простынная материя. К шёлку можно переходить после приобретения определённого опыта росписи. Креп-шифон и понже (тонкий шёлк) — хороши для контурной росписи. Краска на них хорошо расплывается и ровно ложится. Креп-жоржет, креп-сатин, крепдешин, дюпон и туаль (плотные ткани) также подходят для нанесения контуров. Надо помнить, что прежде чем приступить к работе на большой площади, следует поэкспериментировать на небольших образцах выбранной ткани.

Специалисты советуют, подбирать для батика светлую однотонную материю без узелков и уплотнений, в противном случае на росписи от краски могут образоваться пятна и затёки. Новое полотно перед работой нужно как следует выстирать, прополоскать, немного подсушить и прогладить.

Прежде чем приступить к декорированию, ткань необходимо на что-нибудь закрепить. В этих целях применяют специальные рамы, которые позволяют основательно натянуть и хорошенько закрепить расписываемую материю.

Рамы для батика бывают самыми разнообразными. Для первых экспериментов раму можно самостоятельно сколотить из четырёх деревянных планок или приобрести недорогой картинный подрамник нужного размера. Профессионалы пользуются специальным раздвижным инвентарём из дерева, металла или пластика. Обычно они снабжены крепёжными винтами и крючками натягивающими ткань. Маленькие работы можно выполнять на больших пяльцах, используемых в вышивании.

Перед раскрашиванием раму желательно обмотать скотчем или плотной бумагой. Такая предосторожность поможет сохранить её в чистоте и убережёт все последующие работы от загрязнения. Ткань на раму крепится при помощи обыкновенных кнопок, булавок или острых гвоздиков. Однако мастера применяют специальные кнопки с тремя зубцами. Они не рвут и не прокалывают материю, а аккуратно раздвигают волокна. К сожалению, такие кнопки подвержены ржавчине, и работать с ними надо очень внимательно. Кроме кнопок можно воспользоваться лапами или натяжными крючками. Они особенно хороши при росписи тканей нестандартной формы.

Для первых проб достаточно купить набор красок, состоящий из основных цветов — чёрного, синего, красного и жёлтого. Смешав эти цвета можно получить различные колера. Приобрести лучше анилиновые красители, подбирая их в зависимости от типа ткани. В узелковом батике краска изготавливается самостоятельно, следуя рецепту, указанному на упаковке. Особое внимание нужно обратить на то, каким способом разводится краситель — водой или спиртом. Удобнее пользоваться водорастворимыми красками. Также необходимо знать, как закрепить на ткани нанесённый колер.

Импортные краски (достаточно дорогой вариант), закрепляемые при помощи утюга — это наиболее удачный выбор, позволяющий сэкономить время. Красители, фиксируемые паром (более дешёвый вариант) требуют строгого соблюдения инструкций и вызывают дополнительные сложности.

Кроме вышеперечисленных красителей, для росписи неплохо подходит цветная тушь, которая закрепляется горячим утюгом.

Создавая панно или открытку в технике батик, иногда пользуются автомобильными аэрозолями, наносимыми тонким слоем. Прежде чем приступить к использованию красок, их следует опробовать на чистом куске материи.

Для изменения способа растекания красителя, к нему можно добавить специальный загуститель для шёлка. Также обеспечить лучшее впитывание красок можно с помощью грунтовочного состава.

Перед тем как воспользоваться красителями, на ткань следует нанести резервирующий состав, препятствующий растеканию красок. Резерв представляет собой студенистую клейкую жидкость, резко пахнущую бензином. Новичкам лучше приобретать состав в специальном тюбике с длинным тонким носиком. Если резерв находится в баночке, то для нанесения линий используется специально предназначенная для этого стеклянная трубочка. Толщина трубочки зависит от ширины необходимого контура.

В горячем батике при нанесении расплавленного воска применяется специальный инструмент — чантинг.

Занимаясь росписью ткани необходимо обзавестись хорошим набором кистей. Лучше всего приобрести колонковые, барсучьи или беличьи кисти. Они имеют острый кончик и хорошо впитывают краску и воду. Для небольших участков следует брать круглые кисти 6-12 размеров, а с большими полотнами проще работать плоскими кистями 14-18 размеров. Роспись фонов производится специальным поролоновым тампоном или веерной кистью. После работы инструмент тщательно промывается в мыльном растворе и просушивается на какой-нибудь материи. Кисти нельзя класть в воду кончиком вниз и не просушенными оставлять на хранение. Если под рукой не нашлось кистей, то можно воспользоваться палочкой с плотным ватным тампоном. Для каждого цвета берётся отдельная палочка. Кроме основных материалов и инструментов для батика могут понадобиться и вспомогательные принадлежности, облегчающие процесс росписи полотна.

Острые ножницы необходимы для разрезания материи, обработки кромки и декорирования. Фен позволит ускорить процесс высыхания воды, красителей и контуров, а также создать акварельные разводы и затёки. С помощью линейки удобно делать прямые линии в геометрических рисунках и очерчивать бордюры. Мисочки, кружечки, ложечки, палитра и стеклянные баночки нужны для хранения, отмеривания и смешения красителей. Ненужными кусочками ткани, бумажными полотенцами и поролоновыми губками удобно удалять излишки краски и подсушивать мелкие детали. Мягкий карандаш и исчезающий фломастер необходим для нанесения эскизов на ткань.

Для создания специальных эффектов и работ в разных техниках могут понадобиться разбавители, очистители, квасцы, сгустители, мочевина, соль, термостойкие пуговицы, камешки и другие специальные добавки и средства.

Возврат к списку